Деревня Лапшинка, аутлет Внуково, VIP зона, 8/Д
с 10:00 до 22:00
+7 977 135-35-35

Повышение утильсбора: стоит ли торопиться с покупкой авто до ноября?

Статьи
вт, 30 сентября 2025 г.
Повышение утильсбора: стоит ли торопиться с покупкой авто до ноября?
С 1.11.2025 утильсбор в РФ будут рассчитывать по лошадиным силам, а не по объему двигателя. Льготы для физлиц сохранят только для авто до 160 л.с. Узнайте, как это повлияет на цены и почему с покупкой мощной машины лучше поторопиться.

Осень 2025 года готовит потенциальный переполох на российском авторынке. Разговоры о грядущем повышении утильсбора с 1 ноября заставляют многих покупателей лихорадочно пересматривать бюджеты и гадать, успеть ли совершить сделку до вступления новых правил в силу. Но что стоит за этим термином, в чем истинные причины изменений и действительно ли нужно спешить, особенно с учетом того, что процесс покупки и доставки автомобиля, особенно из-за рубежа, может занимать не одну неделю? Давайте разберемся по порядку, чтобы принять взвешенное решение, основанное не на панике, а на понимании всех нюансов предстоящей реформы.

Что такое утильсбор и почему его кардинально меняют?

Простыми словами, утилизационный сбор — это целевой платеж, который уплачивается в казну всеми, кто выпускает или официально привозит в страну новые автомобили. Изначально его миссия заключалась в том, чтобы собрать деньги на экологичную утилизацию старых машин, отправившихся на покой. Однако с 1 ноября 2025 года правила игры кардинально меняются, и на первый план выходят не экология, а экономика. Идея пересмотреть правила вызревала на правительственной стратегической сессии, и главная заявленная цель — банальное пополнение бюджета для дальнейшего стимулирования продаж машин. Цифры называют серьезные: в Минпромторге подсчитали, что один только пересмотр формулы расчета принесет в казну от 40 до 60 миллиардов рублей каждый год. Эти деньги, по задумке, станут топливом для программ льготных автокредитов и других госмероприятий, которые сегодня служат костылем для рынка, не давая ему рухнуть.

meritt-thomas-BwBxVVdlpYE-unsplash.jpg

Но есть и вторая, не менее весомая причина предстоящего повышения — стремление защитить отечественный автопром и сеть официальных дилеров. Чиновники открыто заявляют, что работали над поправками в тесном контакте с отраслевиками, в ответ на запросы ассоциации ОАР. Автопроизводители жаловались, что старая система расчета по литражу морально устарела и совершенно не соответствует реалиям современного авторынка.

Главные нововведения: новая формула и закрытие «лазейки» для физлиц

Планируемая реформа несет в себе два ключевых изменения, которые перевернут привычные представления о расчете этого платежа. Первое и самое обсуждаемое — это отказ от привязки к литражу и переход на расчет, основанный на мощности двигателя в лошадиных силах. Почему была выбрана именно эта формула? Все дело в технологическом прогрессе, который опередил старые нормативы. Современные двигатели, особенно на популярных китайских автомобилях, при небольшом объеме (например, 1.5 л) благодаря турбине и другим инженерным решениям могут развивать очень высокую мощность, но по старой системе платили сбор как за малолитражку. Аналогичная ситуация с гибридами и электрокарами, у которых ДВС невелик, а общая мощность — значительно выше. В итоге машины из разных сегментов и ценовых категорий несли одинаковую фискальную нагрузку, что было несправедливо и искажало рыночную конкуренцию.

Второе важное изменение касается физических лиц. Льготный утильсбор для тех, кто ввозит машину для личного пользования самостоятельно из-за рубежа, сохранится, но только для автомобилей с мощностью до 160 л.с. Это прямое следствие бурного роста ввоза машин «под видом» физлиц. Если в 2024 году доля таких машин составляла до 50% всего импорта, то в 2025-м — уже более 70%. Эта ситуация вызвала острое недовольство официальных дилеров, которые несли убытки, и власти пошли им навстречу. Важно отметить, что новые правила не имеют обратной силы: изменения не затронут тех владельцев, кто уже оплатил утильсбор по действующим правилам до момента вступления новых норм в силу.

Критически важный фактор: время доставки автомобиля

Принимая решение о покупке до ноября, нельзя игнорировать один из самых важных практических аспектов — логистику. Процесс приобретения автомобиля, особенно того, которого нет на складе у дилера или который заказывается из-за границы, не является мгновенным. От момента заключения договора купли-продажи, резервации автомобиля и внесения предоплаты до фактического прибытия машины в порт РФ или на склад дилера может пройти от нескольких недель до нескольких месяцев. Сроки зависят от загруженности производственных линий, наличия судов для перевозки, работы таможенных служб и логистических маршрутов.

Это означает, что если вы решите купить автомобиль в середине октября, он может физически прибыть на территорию России только в декабре. А вот здесь и кроется главный риск: согласно разъяснениям, утильсбор уплачивается и считается действующим на момент ввоза транспортного средства на таможенную территорию страны. Следовательно, если ваш автомобиль пересечет границу после 1 ноября 2025 года, на него уже будут распространяться новые, повышенные ставки, даже если договор и все платежи были совершены в октябре. Этот нюанс делает любые «последние минуты» покупки крайне рискованными. Необходимо очень тщательно обсудить с продавцом или импортером гарантированные сроки поставки и закрепить их в договоре, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом в виде необходимости доплаты.

Как нововведения отразятся на ценах в автосалонах?

Прямое следствие повышения утильсбора для конечного покупателя — это рост ценников в автосалонах. Поскольку сбор является частью издержек производителя или импортера, его увеличение неминуемо будет заложено в стоимость автомобиля. Сильнее всего, согласно новой логике, подорожают машины с мощными двигателями свыше 160 л.с.: крупные внедорожники, спортивные модели и премиальные седаны. Для массового покупателя есть и хорошая новость: автомобили с двигателем до 160 л.с., которые, по данным Минпромторга, составили около 88% всех новых регистраций в России за последние пять лет, пострадают меньше, так как для них (особенно при ввозе физлицами) сохранятся льготные условия. Однако даже на них может распространиться общий инфляционный эффект от изменений в отрасли. Кроме того, дилеры могут воспользоваться ситуацией и ажиотажным спросом осенью, чтобы искусственно завысить цены на популярные модели, поэтому бдительность и сравнение цен в разных салонах лишними не будут.

ranamotorworks-ArkfyvO_Vys-unsplash.jpg

Покупать сейчас или отложить: итоговый вердикт для будущего автовладельца

Итак, главный вопрос: стоит ли нестись в автосалон до 1 ноября 2025 года? Однозначного ответа для всех нет, но, учитывая все факторы, можно выделить две четкие стратегии.

Покупать сейчас стоит, если:

  • Вы присматриваете автомобиль с двигателем мощностью свыше 160 л.с. — именно он ощутимо подорожает.
  • Вы планируете самостоятельно импортировать мощную машину из-за рубежа, так как льготная ставка для нее перестанет действовать.
  • Вы нашли автомобиль, который есть в наличии на складе в России, и можете оформить его и забрать до конца октября, полностью исключив логистические риски.

Ждать имеет смысл, если:

  • Вы рассматриваете массовую модель с двигателем до 160 л.с. — ее подорожание может быть не столь критичным.
  • Вы не готовы к срочной покупке и хотите избежать поспешного решения, тем более под давлением ажиотажа.
  • Вы не можете гарантировать, что выбранный автомобиль будет доставлен и растаможен до 1 ноября, и не хотите брать на себя финансовые риски, связанные с этим.
  • Вы рассчитываете, что после первоначального ажиотажа и стабилизации рынка под новые условия дилеры могут предложить выгодные акции в начале 2026 года.

В конечном счете, решение должно быть основано на трезвой оценке ваших финансовых возможностей, конкретных потребностей и готовности идти на риск. Если вы находитесь в активном поиске мощного автомобиля и можете гарантировать его поставку до ноября, то текущие месяцы — действительно потенциально более выгодное окно. Если же ваша цель — массовая модель, или вы не уверены в сроках, не стоит поддаваться панике и совершать необдуманные траты. Внимательно изучайте договоры, задавайте продавцам прямые вопросы о сроках и помните, что осведомлен — значит вооружен.

Другие статьи
360° камеры, автопарковка и ассистенты: как работают и стоят ли переплаты
Круговой обзор, автопарковка и ассистенты: разбираем, как работают технологии и за что действительно стоит доплачивать в 2025 году. Узнайте, какие опции спасают жизнь, а какие — просто маркетинг.
Статьи
29 сентября 2025 г.